На главную

Пианистка  (Михаэль Ханеке)

Manuello 08.05.2011

Фильм потрясающе психологичен от первого до последнего кадра, ни одной пустой сцены, ни одного лишнего плана. Актерская игра на высоте: ни капли фальши, даже черты лиц актеров словно полностью соответствуют характерам персонажей, и Юппер, и Жирардо, и Мажимель прекрасны каждую секунду фильма, и не могу сказать, кто из них мне больше нравится. Прекрасна работа гримеров, оператора (да, планы не скачут, как сумасшедшие, но лично мне это нравится), осветителя. С технической стороны придраться не к чему абсолютно, не считая, разве что, некоторой форсированности событий в фильме относительно книги, но впихнуть немаленькую книгу в два часа фильма так, чтоб не было расхождений, я считаю, невозможно.

Теперь по сюжету. Есть преподавательница музыки Эрика Кохут, виктим в чистом виде, вечная жертва всех доступных обстоятельств, мазохистка, женщина, мечтающая о побоях, находящаяся в полной зависимости от матери. Кто-то может спросить, почему же взрослая женщина 35 лет не может просто взять и уйти от мамочки, неужели это так сложно? Сложно. Другой жизни Эрика не знает, она если и представляет, что бывает иначе, то очень и очень абстрактно: никакого общения, не считая контактов с учениками на уроках непосредственно, у нее нет. Одинокая, забитая женщина, уходящая в девиантные фантазии, подглядывающая за трахающимися парочками и хранящая под кроватью БДСМные девайсы, она не знает, что любить можно иначе, не мучая и не мучаясь. Она не аморальна, она глубоко несчастна. Есть мама Эрики, пожилая женщина с неприятным лицом, реализующая за счет дочери все свои амбиции сразу, не выделяющая ей вообще никакого толком личного пространства, где та могла бы побыть одна, контролирующая все мелочи жизни своей «рабыни»: от места ее нахождения до внешнего вида, насильно затормозившая дочь в состоянии вечного ребенка. Есть молодой человек, Вольтер, красивый сладкой красотой, по сути — избалованный ребенок, привыкший получать любую игрушку, называющий желание такую игрушку получить, если игрушка — живой человек, любовью. Мне, лично мне вот, не нравится, когда желание секса в чистом виде называют влюбленностью или даже любовью, потому как любовь — это не только сунуть-вынуть, знаете ли. Таким образом, у нас получается «любовный» треугольник несколько нетривиального толка и очень драматичный как по сути своей, так и по итогам его разрешения.

Фильм называют глубоко аморальным и грязным, но возникает ощущение, что грязен не фильм, а глаза смотревших. Грязь в полутора порнографических сценах? Грязь в сексуальных девиациях главной героини? Извините, конечно, но как бы это ни вызывало у кого-то неприязни: секс стал нормальной частью современной жизни, не табуированной, не отвратительной, это во-первых, а во-вторых, психические болезни — это не грязно, это страшно, и никто из нас не застрахован от того, чтоб заболеть.

«Пианистка» честна, откровенна, физиологична, чем-то — страшна, чем-то печальна, заставляет задумываться и получше присматриваться к людям рядом. Фильм понравился необыкновенно, радовала каждая минута просмотра.


К списку отзывов   Добавить отзыв

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru